Часть вторая
Декларирование и надзор, ответственность или бесконтрольность?
Где проходит грань определения безопасности аттракциона? Каким образом определяются требования к их безопасности? И в какой момент наступает ответственность изготовителя или эксплуатанта? Что такое аттракционы RB4 и как определяется их безопасность?
Этот материал, не попытка оспорить ТР или ГОСТы. Это исключительно мнение редакции о тонкостях и подходах к чтению закона. Это попытка разобраться в вопросе безопасности объектов индустрии развлечений.
Требования к аттракциону, отнесенному к той или иной степени потенциального биомеханического риска, основываются на безопасности их использования. Безопасность использования устанавливается изготовителем и подтверждается лабораторными испытаниями на основе норм и правил, установленных в ТР и ГОСТах.
Вот мы и подошли ко второму вопросу:
RB-3 или RB-4 – Декларирование и надзор, ответственность или бесконтрольность
прим. RB-4 согласно ПП № 1939 и № 1732 не подлежит регистрации и надзору
ТР ЕАЭС 038/2016
6. Настоящий технический регламент не распространяется на оборудование для детских игровых площадок и на аттракционы с ничтожной степенью потенциального биомеханического риска (RB-4), а также на аттракционы, изготовленные и введенные в эксплуатацию до вступления настоящего технического регламента в силу.
Постановление Правительства РФ от 20.12.2019 N 1732
2. Настоящие требования не распространяются на аттракционы, виды и типы которых не предусмотрены приложением N 1 к техническому регламенту , аттракционы, имеющие ничтожную степень потенциального биомеханического риска (RB-4), оборудование для детских игровых площадок, канатные дороги и фуникулеры, относящиеся к опасным производственным объектам, спортивное и тренировочное оборудование, а также на оборудование, используемое исключительно для личных и (или) семейных нужд.
Постановление Правительства РФ от 30.12.2019 N 1939
5. Настоящие Правила распространяются на аттракционы, виды и типы которых предусмотрены приложением N 1 к техническому регламенту Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов”.
ГОСТ Р 53488-2009 Безопасность аттракционов. Требования к обоснованию безопасности механизированных аттракционов.
«Стандарт не распространяется на немеханизированные аттракционы и аттракционы, изготовленные или запущенные в производство до даты публикации настоящего стандарта…тиры, надувные аттракционы (батуты), простое детское оборудование, работающее от жетонов … кинотеатры, театры, цирки, спортивные сооружения, детские площадки … канатные дороги и подъемники, лифты…»
Требования по безопасности относятся к аттракционам со степенью потенциального биомеханического риска RB-3 и выше. На RB-4 –требования ТР и ГОСТов не распространяются, кто определяет безопасность аттракционов RB4?
Мнения Органов по сертификации по поводу идентификации RB-3 и RB-4 сегодня разделились.
Согласно законодательству РФ, идентификацию аттракционов имеют право проводить:
- Изготовитель, уполномоченное изготовителем лицом или продавец-поставщик
- Аккредитованный Орган по сертификации
- Уполномоченный Орган государственного надзора
Т.е. изготовитель, самостоятельно определяет, что его аттракцион идентифицируется как RB-4, что выделяет его на фоне конкурентов более низкими затратами для будущего эксплуатанта и в то же время, снимает с эксплуатанта ответственность за исполнение требований ТР, заявляя о ничтожности рисков. Правда, это только до момента прохождения повторной идентификации аттракциона…
Инициатором повторной идентификации может стать государственный орган надзора, выявивший несоответствие в рамках проверки или прокуратура, в рамках расследования жалобы граждан или происшествия на аттракционе.
Если, согласно решению изготовителя, аттракцион относится к RB-4 – самой низкой степени потенциального биомеханического риска, то он не подлежит процедуре подтверждения соответствия. А это значит, что ответственность за любые нештатные ситуации на этом аттракционе лежат только на его владельце-эксплуатанте и самом пассажире.
С учетом того, что к RB-4 чаще всего относят аттракционы для малышей, получается, что безопасность детей на детских аттракционах – дело рук их родителей. Ответственность за их безопасность несут только они и владелец-эксплуатант аттракциона. Изготовитель аттракциона, никакой ответственности не несет, поскольку определил степень потенциального биомеханического риска для аттракциона как RB-4.
Как сказано в регламенте, его требования не распространяются на аттракционы с RB-4.
Технический Регламент ЕАЭС 038/2016, п.6.
«не распространяется …с ничтожной степенью потенциального биомеханического риска».. Технический Регламент Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов”
Формулировки ТР стали трактоваться изготовителями в выгодном для покупателя свете, несмотря на их прозрачность.
Возьмем, к примеру, качалку-автомобиль, которую многие относят к RB-4.

Согласно Приложению N 2 к ТР ЕАЭС 038/2016, нижнее значение RB-3 при подъёме или спуске с высоты – 40 см. Т.е. чтобы аттракцион был отнесен к RB-4, высота возможного падения не должна превышать 40 см.
Допустим, качалка-автомобиль, сконструирована так, что сиденье находится на высоте 38 см от пола. Чтобы попасть на сиденье, ребенок должен перебраться через бортик. В этот момент, он оказывается на 10 сантиметров выше сиденья. Т.е. если он застрянет и упадёт с бортика, то падать он будет не с высоты заявленного сиденья 38 см, а с 48 см. И это уже RB-3, а совсем не RB-4. И риски и ответственность будут соответственно уже другие…
Как же определяют степень ничтожности биомеханического риска и почему выносят аттракционы RB-4 из зоны ответственности за безопасность?
И по отношению к кому определяется эта степень потенциального биомеханического риска? К посетителю аттракциона или к пассажиру?
В техническом регламенте, в разделе “Основные понятия”, записано:
“Биомеханическое воздействие” – воздействие на пассажиров сил, связанных с их перемещением.
Воздействие на пассажиров, но кто такой пассажир?
“Пассажир” – человек перемещаемый аттракционом. Здесь не сказано “пассажир аттракциона”, здесь пассажир – это человек, перемещаемый аттракционом, любой человек, в том числе, не являющийся его пассажиром.
Он вошел, например, как сопровождающий, и прыгнул на подножку мини колеса обозрения. Он стал пассажиром? На него распространяются требования ТР ЕАЭС 038/2016?
Продолжаем изучать понятия Технического Регламента.
“Посетитель”– человек, находящийся в зоне аттракционов или вспомогательных устройств аттракционов.
Зона аттракционов! Но когда он пересекает турникет, он уже на аттракционе, это не зона аттракционов? Аттракцион – это не просто сам аттракцион. Это всё пространство вокруг.
Если мы говорим о безопасности, то аттракцион, весь, включая пространство вокруг аттракциона внутри ограждения – источник опасности. Как только человек перешел турникет или за ограждение – всё, он в зоне аттракциона.
Если, например, ребенок вошел в зону аттракционов, но не дошёл до пассажирского модуля. Он споткнулся или палец засунул куда-то или поцарапался – кто будет нести ответственность? Он ещё не стал пассажиром, он ещё посетитель. Получается, тогда ответственность эксплуатанта на него не распространяется?
Реальная и трагичная история из жизни, одна из множества, к сожалению.
Поражение электрическим током, один из тех диких, страшных случаев, которые заставляют задуматься и внимательнее посмотреть на регламент и определение рисков…
Ребенок, прыгал на батуте, обычном стандартном надувном батуте, умер от поражения электрическим током. Он с небольшой – то, что называется “ничтожно малый риск” – высоты выпал и упал на компрессор. Компрессор был не заземленный, был нарушен кожух. Ребенка ударило током и он погиб….
Он был “пассажиром” в момент падения? Нет… Травма произошла на аттракционе? Да…
И подобных случаев не мало…
Аттракционы – это оборудование, которое опасно всегда.
Даже, если это RB-4.
Ребенок может споткнуться, он может поскользнуться, находясь внутри ограждения – чья это зона ответственности?

Например, отдавая ребенка в школу, никто ведь не предполагает, что учитель несет за него ответственность с момента появления в классе?
Школа несет ответственность с того момента, как он переступил порог школы.
С точки зрения эксплуатантов RB-4 выгоден.
Он не попадает ни под какой надзор. Не нужно ни технического освидетельствования, ни проверок, ни регистрации. А если происходит какой-то несчастный случай на аттракционе с риском RB 4? Как определяется безопасность RB4? Ведь можно просто сказать: – «У нас всё было хорошо, вы сами виноваты»…
Когда турист приезжает на курорт и хочет заняться дайвингом, ему дают подписать пачку бумажек. Среди них, есть такая “Соглашение об ответственности”. В этой бумаге, чёрным по белому, написано, что ВСЮ ответственность, он, турист, берёт на себя. Без этого подписанного соглашения погружение проводиться не будет. И турист, таким образом, самолично снимает с дайвцентра ответственность за свою безопасность.
Это звучит дико, но это факт!
Вопрос, готовы ли родители к такому положению дел?
Потому что аттракционы с RB-4 – это то самое соглашение о снятии ответственности с изготовителя, владельца или эксплуатанта аттракциона.
Это именно та ситуация, когда никто ни за что не отвечает.
ГОСТы, в которых прописаны условия безопасности детского оборудования, носят рекомендательный характер. Только Технический Регламент носит обязательный характер. ГОСТы – это рекомендации изготовителю по производству безопасного для детей оборудования.
Возможно, некое инновационное оборудование, не соответствующее ГОСТу, так же сможет пройти проверку на безопасность биомеханического воздействия. Но Технические регламенты и Стандарты гарантируют, что при их соблюдении – оборудование безопасно, а при несоблюдении – таких гарантий государство не даёт.
Такой вот сложный получается вопрос. Оборудование есть – а ответственности за его использование нет. Ведь обязательный к исполнению Технический регламент не распространяется на RB-4…
Наступает бесконтрольность.
Никто не застрахован от вероятности того, что аттракцион со степенью RB-4, окажется опасным. Но ответственность за происходящее на таком аттракционе никто не несет…
Сам по себе подход, сама возможность неоднозначной трактовки Технического регламента порочна. Необходимо более точно определить терминологию – что такое аттракцион, кто такой пассажир, когда посетитель становится пассажиром, когда наступает ответственность установленных Регламентом сторон и кто отвечает за безопасность аттракциона.
Регламент – это документ, определяющий требования и порядок действий по подтверждению соответствия. Регламент детской безопасности не может иметь разночтений и вариаций ответственности. Такая ответственность закреплена основным законом РФ – Конституцией.
Имеет ли право на существование RB-4 вообще? И помогает ли он сделать детство безопасным?