RB1 или RB2

Степень RB и безопасное детство

Часть 1. Сертификация аттракциона или декларирование – оценка и ответственность

Безопасное детство – миф или реальность? Может ли детский аттракцион быть абсолютно безопасным? Кто и что определяет безопасность аттракциона и кто несет ответственность за “небезопасные развлечения”? Что такое степень биомеханического риска и как она определяется?

Закон, что дышло – эту поговорку в нашей стране знают все. Но готовы ли мы применять её, когда вопрос касается безопасности наших детей?

Это не попытка оспорить Технический регламент или ГОСТы, это исключительно мнение редакции о тонкостях и подходах к чтению закона и попытка разобраться в вопросе безопасности объектов индустрии развлечений.

Существует множество нормативных и законодательных актов, технических регламентов и ГОСТов, так или иначе связанных с детской безопасностью. Часть из них имеет рекомендательный характер, а часть обязательный. Но, так или иначе, забота о детях регламентируется государством и закреплена в конституции.

Статья 38 Конституции Российской Федерации:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Конечно, в первую очередь, безопасность детей – это забота родителей. Безопасность в самом широком смысле – от полноценного питания и бытовых условий до интеллектуального развития, и получения жизненно важных навыков.

Пока маленький человек растёт всё его окружение – это его большая школа, в которой он тренирует и развивает свои интеллектуальные и физические способности. Любая детская игра – это обучение. Чем сложнее, многообразнее развлечение, тем больше оно притягивает ребёнка, и тем внимательнее должен быть родитель. Одно из таких развлечений – это парки аттракционов.

На уровне государства работа аттракционов регламентируется Техническим Регламентом ТР ЕАЭС 038/2016 и ГОСТ 33807, что подразумевает наличие ответственности эксплуатанта за безопасность детей, находящихся на аттракционе. Т.е. родитель, приводя ребенка в такой парк, уверен, что и изготовители и владельцы аттракциона, соблюдают прописанные законодательством меры по обеспечению безопасности.

Смотрите видео об истории Московского Готстехнадзора атртакционов на You-Tube.

Но так ли на самом деле обстоят дела?

Существуют критерии описывающие степень безопасности аттракциона, которая определяется степенью биомеханического воздействия на пассажира.

В Техническом регламенте ТР ЕАЭС 038/2016 определены 4 типа аттракционов по степени биомеханических рисков – RB и, соответственно, степени воздействия. От RB-1 – самые большие, быстрые и сложные аттракционы, с высокой степенью биомеханического воздействия, до RB-4 – самых простых и «безопасных».

“Безопасных” – условно, потому что, любой аттракцион – это сложный, потенциально опасный механизм.

В зависимости от степени RB к аттракциону применяются различные требования в области безопасного использования.

В этой линейке из 4 степеней скрываются 2 больших спорных вопроса.

1. Степень биомеханического риска RB-1 или RB-2 – Сертификация или Декларирование?

2. Степень биомеханического риска RB-3 или RB-4 – Декларирование, надзор и ответственность или бесконтрольность?

Оба вопроса касаются определения степени безопасности аттракциона для пассажира и ответственности эксплуатанта.

Тонкости перехода и присвоения более низкой степени риска не только в процедуре, но и в уровне ответственности, которую берет на себя владелец аттракциона.

Первый вопрос – RB-1 или RB-2 – вопрос определения степени рисков и определения либо процедуры обязательной сертификации аттракциона для RB-1, либо проведения декларирования для RB-2.

Заинтересованность изготовителя очевидна. Процедура декларирования подразумевает не только более низкую стоимость, но меньшее количество требований к заявителю. Например, схему или программу проведения испытаний для декларирования описывает сам заявитель.

Вопросы безопасности аттракционов стоят на уровне определения RB.

Для определения степени биомеханических рисков (RB) существуют 3 основных показателя:

1. Высота подъема пассажиров на аттракционе или “высота падения”.
2. Скорость перемещения пассажиров аттракционом.
3. Угол и направление наклона или переворота кресла при спуске или подъёме.

Каждый показатель имеет вилку параметров.
При этом, степень RB определяется по максимальным значениям показателей.

посмотреть таблицу.

Т.е., если все показатели относят аттракцион к RB-2 или даже RB-3 и только один к RB-1, то аттракцион должен быть отнесен к RB-1.
Это прописано в техническом регламенте и, соответственно, подлежит исполнению всеми участниками процесса идентификации, такими как изготовитель, эксплуатант, органы сертификации и надзора.

Приложение N 2 к техническому регламенту Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов” (ТР ЕАЭС 038/2016)
«…При определении степени потенциального биомеханического риска аттракциона выбираются показатели с максимальными значениями»

Примером подобной «условно спорной» идентификации могут быть мини-колёса обозрения. фото. На одно и то же колесо, разные заявители определяют высоту как 8 м и 8,10 м. Но разница не в 10 сантиметрах – она в RB. Определение процедуры – сертификация или декларирование – это, в том числе определение ответственного за соблюдение Технического Регламента. При Сертификации – RB-1 – ответственность лежит как на заявителе, так и на Органе по сертификации, при Декларировании – RB-2 или RB-3 – только на заявителе.

Оценку технических характеристик, как при декларировании, так и при сертификации должна проводить соответствующая организация – аккредитованная испытательная лаборатория, по результатам документальных исследований, испытаний и измерений. Но! При RB-1 – эта процедура прописывается Органом по сертификации, который и несет в дальнейшем ответственность за их подтверждение, а в случае RB-2 и ниже, схема прописывается заявителем.

Если высота подъема или спуска человека на аттракционе >8 метров, то каким образом аттракцион может быть отнесен к RB-2?
Никаким. Поскольку в регламенте определена минимальная и максимальная высота для каждого RB. И дальше ни скорость перемещения, ни иные показатели уже не могут повлиять на степень RB.

И вопрос не просто в галочке или сантиметрах. Падать неприятно с любой высоты. Но вот степень повреждений может быть – от царапины, до несовместимости с жизнью. Этот печальный факт часто ускользает от тех, кто отвечает за безопасность детей и становится актуальным только после несчастных случаев…

Начинаются споры. Что считать «высотой», в случае использования колеса обозрения? Максимально высокую точку конструкции или максимальную точку, на которую поднимается сиденье, расположенное в кабинке? А если пассажир встал в кабинке или еще хуже встал на сидение?

И возникают новые вопросы. По отношению к кому используются нормы рисков? По отношению к посетителю аттракциона или только к пассажиру?

Читать Часть 2
Подписывайтесь на новости, чтобы не пропустить!

0

Автор публикации

не в сети 9 месяцев

АTTRANEWS

2
Комментарии: 0Публикации: 316Регистрация: 05-09-2018