Часть 1. Сертификация аттракциона или декларирование – оценка и ответственность
Безопасное детство – миф или реальность? Может ли детский аттракцион быть абсолютно безопасным? Кто и что определяет безопасность аттракциона и кто несет ответственность за “небезопасные развлечения”? Что такое степень биомеханического риска и как она определяется?
Закон, что дышло – эту поговорку в нашей стране знают все. Но готовы ли мы применять её, когда вопрос касается безопасности наших детей?
Это не попытка оспорить Технический регламент или ГОСТы, это исключительно мнение редакции о тонкостях и подходах к чтению закона и попытка разобраться в вопросе безопасности объектов индустрии развлечений.
Существует множество нормативных и законодательных актов, технических регламентов и ГОСТов, так или иначе связанных с детской безопасностью. Часть из них имеет рекомендательный характер, а часть обязательный. Но, так или иначе, забота о детях регламентируется государством и закреплена в конституции.
Статья 38 Конституции Российской Федерации:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
Конечно, в первую очередь, безопасность детей – это забота родителей. Безопасность в самом широком смысле – от полноценного питания и бытовых условий до интеллектуального развития, и получения жизненно важных навыков.
Пока маленький человек растёт всё его окружение – это его большая школа, в которой он тренирует и развивает свои интеллектуальные и физические способности. Любая детская игра – это обучение. Чем сложнее, многообразнее развлечение, тем больше оно притягивает ребёнка, и тем внимательнее должен быть родитель. Одно из таких развлечений – это парки аттракционов.
На уровне государства работа аттракционов регламентируется Техническим Регламентом ТР ЕАЭС 038/2016 и ГОСТ 33807, что подразумевает наличие ответственности эксплуатанта за безопасность детей, находящихся на аттракционе. Т.е. родитель, приводя ребенка в такой парк, уверен, что и изготовители и владельцы аттракциона, соблюдают прописанные законодательством меры по обеспечению безопасности.
Смотрите видео об истории Московского Готстехнадзора атртакционов на You-Tube.
Но так ли на самом деле обстоят дела?
Существуют критерии описывающие степень безопасности аттракциона, которая определяется степенью биомеханического воздействия на пассажира.
В Техническом регламенте ТР ЕАЭС 038/2016 определены 4 типа аттракционов по степени биомеханических рисков – RB и, соответственно, степени воздействия. От RB-1 – самые большие, быстрые и сложные аттракционы, с высокой степенью биомеханического воздействия, до RB-4 – самых простых и «безопасных».
“Безопасных” – условно, потому что, любой аттракцион – это сложный, потенциально опасный механизм.
В зависимости от степени RB к аттракциону применяются различные требования в области безопасного использования.
В этой линейке из 4 степеней скрываются 2 больших спорных вопроса.
1. Степень биомеханического риска RB-1 или RB-2 – Сертификация или Декларирование?
2. Степень биомеханического риска RB-3 или RB-4 – Декларирование, надзор и ответственность или бесконтрольность?
Оба вопроса касаются определения степени безопасности аттракциона для пассажира и ответственности эксплуатанта.
Тонкости перехода и присвоения более низкой степени риска не только в процедуре, но и в уровне ответственности, которую берет на себя владелец аттракциона.
Первый вопрос – RB-1 или RB-2 – вопрос определения степени рисков и определения либо процедуры обязательной сертификации аттракциона для RB-1, либо проведения декларирования для RB-2.
Заинтересованность изготовителя очевидна. Процедура декларирования подразумевает не только более низкую стоимость, но меньшее количество требований к заявителю. Например, схему или программу проведения испытаний для декларирования описывает сам заявитель.
Вопросы безопасности аттракционов стоят на уровне определения RB.
Для определения степени биомеханических рисков (RB) существуют 3 основных показателя:
1. Высота подъема пассажиров на аттракционе или “высота падения”.
2. Скорость перемещения пассажиров аттракционом.
3. Угол и направление наклона или переворота кресла при спуске или подъёме.
Каждый показатель имеет вилку параметров.
При этом, степень RB определяется по максимальным значениям показателей.
Т.е., если все показатели относят аттракцион к RB-2 или даже RB-3 и только один к RB-1, то аттракцион должен быть отнесен к RB-1.
Это прописано в техническом регламенте и, соответственно, подлежит исполнению всеми участниками процесса идентификации, такими как изготовитель, эксплуатант, органы сертификации и надзора.
Приложение N 2 к техническому регламенту Евразийского экономического союза “О безопасности аттракционов” (ТР ЕАЭС 038/2016)
«…При определении степени потенциального биомеханического риска аттракциона выбираются показатели с максимальными значениями»
Примером подобной «условно спорной» идентификации могут быть мини-колёса обозрения. фото. На одно и то же колесо, разные заявители определяют высоту как 8 м и 8,10 м. Но разница не в 10 сантиметрах – она в RB. Определение процедуры – сертификация или декларирование – это, в том числе определение ответственного за соблюдение Технического Регламента. При Сертификации – RB-1 – ответственность лежит как на заявителе, так и на Органе по сертификации, при Декларировании – RB-2 или RB-3 – только на заявителе.
Оценку технических характеристик, как при декларировании, так и при сертификации должна проводить соответствующая организация – аккредитованная испытательная лаборатория, по результатам документальных исследований, испытаний и измерений. Но! При RB-1 – эта процедура прописывается Органом по сертификации, который и несет в дальнейшем ответственность за их подтверждение, а в случае RB-2 и ниже, схема прописывается заявителем.
Если высота подъема или спуска человека на аттракционе >8 метров, то каким образом аттракцион может быть отнесен к RB-2?
Никаким. Поскольку в регламенте определена минимальная и максимальная высота для каждого RB. И дальше ни скорость перемещения, ни иные показатели уже не могут повлиять на степень RB.
И вопрос не просто в галочке или сантиметрах. Падать неприятно с любой высоты. Но вот степень повреждений может быть – от царапины, до несовместимости с жизнью. Этот печальный факт часто ускользает от тех, кто отвечает за безопасность детей и становится актуальным только после несчастных случаев…
Начинаются споры. Что считать «высотой», в случае использования колеса обозрения? Максимально высокую точку конструкции или максимальную точку, на которую поднимается сиденье, расположенное в кабинке? А если пассажир встал в кабинке или еще хуже встал на сидение?
И возникают новые вопросы. По отношению к кому используются нормы рисков? По отношению к посетителю аттракциона или только к пассажиру?
Читать Часть 2
Подписывайтесь на новости, чтобы не пропустить!